Проверить билеты на входе в вагон, вежливо предложить чай и разбудить перед нужной станцией — вот и всё, что должен делать проводник, скажете вы. Этот стереотип на деле слишком далёк от реальности: за профессией железнодорожника скрывается множество важных обязанностей, не зримых для обычного пассажира. Под стук колёс пассажирского поезда, движущегося по маршруту «Гомель—Минск», проводник вагона Александр Шпренгель рассказал нам о работе на белорусской железной дороге, о собственном пути к карьере железнодорожника и о том, насколько представления о романтике стальных магистралей соответствуют реальности.

Железную дорогу я люблю с детства. Как и у многих людей, при виде поездов у меня замирал дух. На железнодорожника выучился мой старший брат, в какой-то мере я пошёл за ним. Но сейчас он работает в другой сфере железной дороги — у нас даётся широкий спектр профессий. Я окончил Гомельский колледж железнодорожного транспорта с квалификацией «Техник-электромеханик подвижного состава и рефрижераторного подвижного состава», а после распределился в Гомель проводником. Мне понравилось ездить, это интересно — посмотреть страну. Уже прошло три года, как я работаю здесь.

Поначалу с работой было справляться чуть-чуть проще — энтузиазм, всё такое. Летом на железной дороге несложно, главное — привыкнуть не спать, а в это быстро втягиваешься. С наступлением зимы становится тяжелее, появляется много важных обязанностей. В первую очередь, это отопление вагона, причём старым способом — с помощью угля. Нужно научиться правильно поддерживать печку, чтобы она горела и не зашлаковывалась. Бывает и такое, что в вагоне тёплая вода сливается по трубам вниз, а там холодный воздух, и всё полностью замерзает. Размораживать это приходится разными способами, например, с помощью металлической пики и грелки с горячей водой. Пока не научишься всё правильно делать, это вызывает сложности.

Постоянно быть в дороге, конечно, утомляет. Когда ты ездишь три года по одному маршруту, то это уже надоедает. Недосыпание тоже сказывается. Сбивается режим дня. Бывает так, что совсем не спишь или спишь постоянно. Но вообще в пути скучать не приходится, всегда есть чем заняться. Если летом работы немного, можно подремать между станциями или книжку почитать.

Личной жизни работа не сильно мешает. У нас хороший график: трое суток дома, трое на работе. Летом, конечно, напряжённее: за месяц полных четыре дня побудешь дома и всё.

Самое горячее время для нас — праздники. Когда все люди едут отдыхать, мы работаем с двойной силой. Вот сколько я работаю, каждый Новый год встречал в поезде (улыбается). В этом году были в Москве. Мы отправились из Гомеля полностью пустые, без пассажиров, собрались все своей компанией, посидели с детским шампанским и всё (улыбается). Так и отпраздновали. Уже как-то к этому отношусь спокойно.

Железная дорога многих затягивает до конца жизни. Есть у нас один такой человек, он в резерве работал, так он на пенсии уже много лет, а всё равно по резерву ходит в форме, со всеми разговаривает. Его тянет назад к поездам. В любой профессии есть люди, которые любят свою работу и не могут от неё отказаться.

Чтобы работать на железной дороге, нужно пройти достаточно серьёзный отбор. Я поступал в 2009 году, тогда был высокий проходной балл и сложные требования. Медкомиссия у будущих железнодорожников долгая и основательная, ведь сама профессия требует выносливости. Плюс ещё на железной дороге ты несёшь большую ответственность, и если с тобой что-то случится, это может привести к плачевным последствиям. Ты всегда должен быть в хорошей форме.

Конфликтов в поезде мы стараемся избегать. Обычно они возникают на почве того, что одни пассажиры нарушают спокойствие других. В таких случаях легко вызывается милиция и всё решается.

Читайте также:  Перевод со сбера на совкомбанк

Рассказать об интересных случаях? Не могу так вспомнить. Мне часто встречаются люди необычных профессий. Они с воодушевлением рассказывают о своём деле, но из моих уст это будет не так увлекательно звучать.

Осталось две железнодорожные ветки, по которым я ещё не ездил: с Минска на Брест и в сторону Солигорска. А так по Беларуси я был везде.

Самая дальняя точка моей поездки — Мурманск. Там мы стоим целый день, с утра прибываем, а вечером отправляемся. В Архангельске вообще задерживаемся больше, чем на сутки, есть возможность походить по городу. Но на севере не очень хочется (смеётся). А на южных точках мы совсем немного стоим, что в Анапе, что в Адлере, раз-два — и поехали.

Если мы отправляемся в дальний рейс, то работаем по парам. Может быть и три проводника на два вагона, тогда третий подменяет. Есть рейсы, где только один проводник на вагон.

У нас работают разные люди. Есть среди проводников и представители других профессий. Интересно, что к нам устраивались люди, которые, казалось бы, работали в более сложных условиях — на стройке, — и говорили, что здесь тяжело и уходили. В железнодорожном деле важно уметь выживать в дороге, точнее приспосабливаться к такой жизни. К примеру, нервным людям здесь тяжеловато приходится. Проводнику необходимо быть хорошим психологом: нужно знать, где промолчать, а где наоборот поговорить и прояснить ситуацию. Это самое важное в нашей профессии. Ну, и ответственность тоже. Ты должен отвечать за свой вагон до самого конца, пока ты не сдашь его другому проводнику.

Работая проводником, можно продвинуться по карьерное лестнице до начальника поезда. Но сначала продвижение идёт по рейсам, от простых к более престижным. Тебе начинают доверять со временем. Если первый год ты никуда особо не выезжаешь, то потом уже начинаются поездки в ближнее зарубежье. Если у кого-то на местности есть какие-то залёты по работе, то его уже не пускают куда-то дальше.

Первый совет любому, кто хочет стать проводником — не идти сюда по зову романтики. Некоторые ещё говорят, что у железнодорожников красивая форма, поэтому они выбрали эту профессию. Не стоит так делать. Нужно готовиться к тому, что это тяжёлый труд. Многие не понимают этого, особенно девушки: заканчивают колледж в 18 лет, приходят сюда, год отрабатывают и после первой же зимы в слезах уходят. Это физически тяжёлый труд. А долю романтики можно найти в любой профессии. Если ты любишь своё дело, в любом случае её отыщешь.

Проводник пассажирского вагона — это человек, который служит на железной дороге, сопровождает вагон в дороге и обслуживает пассажиров.

Рассмотрим, сколько получает проводник пассажирского вагона в разных местах.

Прибыль по стране

По России средняя зарплата проводника пассажирского вагона составляет 24 000 руб. или 380 $.

  • начинающие работники получают 12 000 руб.
  • с опытом работы от 2-х лет можно рассчитывать на доход в 50 000 руб.

В осенний и зимний период работы у проводников меньше и зарплата составляет 15 000 руб.

В Москве зарплата проводника пассажирского вагона составляет 25 000 руб.

Жалованье в других городах страны (руб./мес.):

  1. Кострома — 27 000.
  2. Брянск — 25 000.
  3. Тамбов — 22 800.
  4. Пермь 22 700.
  5. Санкт-Петербург — 22 500.
  6. Ярославль — 21 000.
  7. Тюмень — 20 000.
  8. Белгород — 19 000.
  9. Уфа — 18 500.
  10. Оренбург — 12 500.

Заработки по регионам России (руб./мес.):

  1. Республика Бурятия — 36 000.
  2. Иркутская обл. — 35 500.
  3. Курская обл. — 30 000.
  4. Челябинская обл. — 28 000.
  5. Саратовская обл. — 27 500.
  6. Республика Карелия — 27 000.
  7. Липецкая обл. — 26 500.
  8. Томская обл. — 26 000.

Доходы в разных компаниях:

  • 21 000 руб./мес — столько получается зарплата проводника пассажирского вагона в 2018 на РЖД.
  • 18 500-26 500 — заработки в АО ФПК.

Открытые вакансии и оклады по ним:

  1. 25-35 тыс. руб. — зарплата в АО Дальневосточный филиал «ФПК», Владивосток. Указанный заработок до вычета налогов. Опыт работы не требуют, вахтовый метод. Условия: официальное устройство, обучение, форменная одежда, поддержка профсоюза.
  2. 20 000 — работа в Рыбинске, Ярославская обл., Северная пригородная ПК. В обязанности входит обслуживание пассажиров, которые ездят на пригородных поездах.
  3. 30 000 — вакансия в Саратове. Условия: официальная з/п + премии, компенсация проезда до работы, возможность карьерного роста.
Читайте также:  Можно ли продавать карты детям

Перспективы в будущем

О том, какая будет зарплата проводника пассажирского вагона в 2019-2020 годах, пока официальной информации нет. Пока в РЖД только делятся планами поменять пассажирские составы на модели 2019-2020 годов.

Зарплата же проводников будет расти на уровне индексации. Никаких ощутимых прибавок к зарплатам сотрудников не планируется.

Беларусь

Средние доходы по профессии в Беларуси — 450 бел. руб. или 225 $. Возможные заработки: 200-1300 бел. руб.

Украина

В среднем — 5 500 грн. или 200 $.

  • минимальная заработная плата — 2500 грн.
  • максимум — 8500 гривен.

Казахстан

Средняя зарплата по профессии в Казахстане — 90 000 тг.

  • минимум — 65 000 тг.
  • максимум — 120 000 тг.

США

Средние доходы по стране у обслуживающего персонала в вагонах поездов — $ 53000 в год.

Диапазон доходов: 35 — 89,5 тыс. долл. США.

По статистике с портала payscale среди проводников в Америке 92 % мужчин и 8 % женщин.

Мужчины получают больше женщин.

Бонусы по профессии:

  1. Каждые 5 лет непрерывной работы сотрудникам выдают премии в размере 3-4 оклада за верность компании.
  2. Льготы на проезд в ж/д транспорте.
  3. Дачный билет, который позволяет бесплатно ездить в пригороде на расстояние 150 км от места проживания.
  4. Путевки в санатории и детские лагеря, которые полностью или частично оплачивается РЖД.

Карьерный рост

Есть следующие варианты развития карьеры, от низшего:

  • работа на местных поездах,
  • обслуживание поездов дальнего следования,
  • работа на фирменных составах.

Далее после работы 2-3 года и получив соответствующее образование можно стать начальником поезда, смены и даже вокзала.

  • посадка и высадка пассажиров,
  • проверка билетов,
  • консультирование пассажиров,
  • выдача белья,
  • объявление станций.

Важные качества сотрудника:

  • коммуникабельность,
  • ответственность,
  • аккуратность,
  • порядочность,
  • хорошее физическое здоровье.

Можно сделать вывод, что зарплата проводника пассажирского вагона в США в 11 раз больше, чем в России.

Несмотря на это профессия достаточно востребована.

Соискателей привлекают льготы, которые предлагают на железных дорогах и возможность карьерного роста.

Сколько зарабатывает проводник на поездах российских железных дорог, интересует многих людей. Кто-то планирует временно подработать в сезон, кто-то задумывается о выборе профессии.

Уровень средней заработной платы железнодорожного проводника составляет порядка 25 000 рублей в месяц. Но эта цифра уравняла квалификации этих специалистов, маршруты, на которых проводник работает, стаж и образование.

Минимум, который получают проводники в России – это 14 000 рублей, а максимум — 45 000 и выше. От чего зависит реальный заработок в этой профессии?

Средняя заработная плата по Москве, регионам России и странам СНГ

Начинающих проводников без опыта приглашают на зарплату в 25 000 рублей. Другой уровень заработка ждет проводников железнодорожного вагона с опытом и квалификацией. На престижных фирменных поездах типа «Сапсан» можно рассчитывать на 35 000 в месяц.

Лидерами по уровню зарплаты проводников уже многие годы стабильно является ряд регионов:

  • Чечня;
  • Амурская область;
  • Новгородская область;
  • Мурманская область;
  • Республика Карелия.

Выше 30 000 рублей составляет средняя зарплата проводника в Красноярском крае и Бурятии.

В других регионах средняя заработная плата проводника значительно ниже: она составляет порядка 17 000 рублей.

В бывших союзных республиках работникам локомотивных вагонов живется не лучше, чем их коллегам из российской провинции. В ряде случаев зарплата проводников даже меньше, чем в России.

В Белоруссии зарплата проводникам-железнодорожникам в среднем составляет 450 рублей в местной валюте или 225 долларов в месяц. На Украине зарплата проводника еще меньше: порядка 200 долларов или 5500 гривен. Еще более скромные цифры показывает статистика по Казахстану, Таджикистану.

От чего зависит зарплата проводника

Зарплата проводников российских железных дорог сильно разнится в зависимости от региона. Факторов, влияющих на личный доход, много. Среди них на первом месте стоит занятость. Далее:

  • количество отработанных часов;
  • дальность рейсов;
  • квалификация;
  • стаж работы в должности;
  • количество ночных смен;
  • количество часов, отработанных в праздничные дни.
Читайте также:  Кбк 0000000000000180 за что это

Льготы для работников РЖД

Российские железные дороги – солидная организация, объединившая железнодорожный транспорт на территории практически всей страны. Так же солидно она зарекомендовала себя и по отношению к своим работникам. Им предоставляется широкий спектр льгот.

Вся социальная поддержка, которую предусматривает российское законодательство, здесь оказывается. В социальный пакет входят:

  • оплачиваемый отпуск и материальная помощь к нему;
  • компенсация при увольнении;
  • пособие на ребенка;
  • оплачиваемый больничный лист;
  • повышенный тариф за работу в ночное время суток и в праздничные дни.

Кроме этих привычных гарантий проводники пользуются всеми льготами от РЖД:

  • фирменная форменная одежда;
  • бесплатный проезд по стране железнодорожным транспортом;
  • дополнительная поддержка женщин в декрете: пособия на второго и последующих детей организация платит все 3 года;
  • бесплатные медосмотр и диспансеризация;
  • бесплатное обучение в профильных техникумах и вузах;
  • доплата к пенсии ветеранам железной дороги;
  • бесплатные или частично оплачиваемые путевки в санатории и курорты.

Как устроиться на работу проводником

Минимум, который требуется от кандидата на должность проводника пассажирского вагона, обязательно включает в себя законченное среднее образование. Тогда есть шанс устроиться временно вторым проводником.

Несколько месяцев – достаточный срок, чтобы понять, что это за профессия. Если желание связать свою судьбу с железной дорогой осталось, то следует готовиться к получению профильного образования. Если есть среднее профессиональное образование, то переподготовка может ограничиться курсами. Если только 11 классов средней школы, то учеба в железнодорожном техникуме обязательна.

Продолжать повышать свою квалификацию стоит и уже работающим проводникам. Чтобы работать в фирменных поездах, нужно иметь 4 и более разряд по профессии.

На собеседовании кандидата на должность проводника обязательно спросят про стрессоустойчивость, неконфликтность и состояние здоровья. Эти качества обязательно понадобятся в любом рейсе.

Требования к соискателям

  1. Возраст: от 18 до 45 лет для женщин и от 18 до 50 лет для мужчин.
  2. Профильное образование.
  3. Разрешение медкомиссии.

Этот перечень на самом деле имеет свои «подводные камни». К примеру, ограничения по возрасту соблюдаются очень строго.

Должностные обязанности

Отправляясь в рейс, проводники начинают работать задолго до того, как вагоны подадут на посадку.

  1. При приеме / передаче вагона необходимо пересчитать весь инвентарь — от наволочки до совка.
  2. Следует проверить санитарное состояние вагона, а также туалетов, тамбуров до посадки пассажиров.
  3. К моменту посадки надеть форменную одежду, привести себя в надлежащий аккуратный вид.
  4. Далее следует посадить людей согласно купленным билетам, проверив документы.

Поезд трогается, и проводник собирает билеты, выдает постельное белье. Пассажиры должны быть обеспечены горячей водой не менее трех раз в сутки, им следует предложить чай. Проводник должен:

  • раз в сутки делать влажную уборку в вагоне;
  • поддерживать чистоту в туалете;
  • вовремя убирать мусор в тамбуре;
  • следить за порядком;
  • вовремя предупреждать о времени стоянки поезда и названиях станций;
  • в случае ЧП отвечать за эвакуацию пассажиров.

Достоинства и недостатки профессии

Как говорят, железная дорога не терпит случайных людей. Если человек не любит работать с людьми, ему не по душе путешествия, новые встречи, он долго не задержится в этой профессии. Особого состояния души требует работа проводника. Романтика дороги здесь не на последнем месте.

Долгое время в пути – например, поезд до Комсомольска-на-Амуре идет порядка трех суток только в одну сторону – может рассматриваться как плюс, так и минус этой профессии. Это зависит уже от человека.

Плюсом можно считать своевременную выплату зарплаты.

Есть, конечно, и минусы. Два из них проводники называют чаще всего: это капризные пассажиры и ревизоры. Проверки во время пути частые, контролеры придирчивые, а пассажиры бывают разными.

Из чего складывается доход проводника

  • отработанные часы;
  • работа в ночное время и праздничные дни;
  • продажи чая, напитков, кулинарии;
  • стоимость передаваемых посылок.

Плюсы и минусы работы проводником представлены ниже.

Отзывы проводников пассажирского вагона

Сергей, опыт работы проводником более 5 лет:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Ваше имя