Золотые руки, светлая голова, семь пятниц на неделе, как снег на голову, как две капли воды, бить баклуши, у черта на куличках, держать камень за пазухой, семи пядей во лбу, сбить с панталыку, как пить дать, кот наплакал, вешать нос, на носу, спустя рукава, на вес золота, как рыба об лед, маменькин сынок, играть с огнем, правая рука, между небом и землей, ждать у моря погоды, первая скрипка, больное место, песенка спета, когда рак на горе свистнет, себе на уме.

Образуйте вариант фразеологизма, заменив один из компонентов.

Седьмая вода на киселе, умываться слезами, мотать себе на ус, медведь на ухо наступил, пересчитать косточки, поддеть на удочку, котелок варит, трогать за душу, брать за горло, псу под хвост, вылупить глаза, намылить шею.

18. Используя исходное слово, назовите несколько фразеологизмов, возникающих в памяти. Например: шея – шею свернуть, шею намылить. Объясните их. В случае затруднений обратитесь к словарю.

Входить (войти) …, выжимать …, волк …, глаз …, душа …, семь …, зуб …, ухо …, корыто …, играть …, пробка …, кожа …, грош …, во весь (все, всё, всю) …, камень …, локоть …, не из робкого …, голова …, заяц …, нога …, лепет …, крыша …, нос …, голос …, вода …, Ерёма …, Кузьма …, горох …, Адам, Ева …, Мономах …, Герострат ….

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов и устойчивых сочетаний.

1) Кончится тем, что Оля станет басней во языцех для всей улицы. 2) Совсем недавно Семенова хвалили и пели ему фимиамы. 3) Дело ещё осложняется тем, что здесь меняют всех под одну гребёнку. 4) На этот раз шахматисту не повезло: он получил фиаско. 5) Взяв на себя такие обязательства, мы должны работать не покладая сил. 6) Нужно воздать дань этой жемчужине среди славянских библиотек. 7) С началом побед на фронтах люди распрямились духом. 8) Игроки душу не чают в своем тренере. 9) Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.

Прочитайте помещенные ниже крылатые выражения, восходящие к библейским и евангельским текстам, объясните их значение.

Альфа и омега, вавилонское столпотворение, вкушать от древа познания добра и зла, глас вопиющего в пустыне, египетские казни, златой телец, камень преткновения, козел отпущения, краеугольный камень, манна небесная, тяжелый крест, от лукавого, смертный грех, Содом и Гоморра, соль земли, суета сует и всяческая суета, хлеб насущный.

Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие собой трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант. Попробуйте определить тему каждой из статей; скажите, насколько удачен, на ваш взгляд, подобный прием создания создании экспрессии на газетной полосе.

1) Валюта строить и жить помогает. 2) Илья не играет в хоккей. 3) У демократов собственная гордость. 4) Английская бабушка надвое сказала. 5) Вот тебе, бабушка, и Павлов день. 6) В Минфин со своим уставом. 7) Ближе к «телу». 8) Гадание на деленной гуще. 9) Легко ли жить в музее. 10) Смело, товарищи, в лапу. 11) Не плюй в колодец – сам там будешь. 12) Большому рублю – большое плавание.

1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бю­рократ. 3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Мне кажется, он сослужил вам мед­вежью услугу. 6. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, кошки рвут мне сердце на части. 7. Старик любил рассказы­вать о своих приключениях. Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто развешивали порой рты. 8. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 9. Мы за нашим директором как за каменной спиной.

Читайте также:  Едадил заблокировали что делать

85.Приведенные ниже фразеологизмы разделите на две группы с точки зрения происхождения и традиции использования: а) в книжно-письменной речи, б) в устно-разговорной речи. Придумайте фразы с некоторыми из них, помня об этих особенностях.

Притча во языцех, втирать очки, ахиллесова пята, в серд­цах, из рук вон (плохо), воскурять фимиам, хоть глаз выколи, тишь да гладь, почивать на лаврах, глас вопиющего в пустыне, глядеть в оба, хоть куда, дамоклов меч, себе на уме, колосс на глиняных ногах, сгореть со стыда, несусветная чушь, держать ухо востро, не хлебом единым, без году неделя, водить за нос, надуть губы.

86. Познакомьтесь со значением и источниками фразеологических единиц по словарям: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М.,1960; Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. М.,1967.

Философский камень, притча во языцех, калиф на час, прокрустово ложе, содом и гоморра, избиение младенцев, авгиевы конюшни, дамоклов меч, ариаднина нить, буриданов осел, перейти рубикон, геркулесовы столпы, вавилонское столпотворение, панургово стадо, ящик пандоры, гордиев узел, лебединая песня, альфа и омега, глас вопиющего в пустыне, камень преткновения, козел отпущения, краеугольный камень, манна небесная, тяжелый крест, от лукавого, соль земли, суета сует и всяческая суета, хлеб насущный.

87.Скажите, кому принадлежат следующие крылатые выра­жения.

1. Сейте разумное, доброе, вечное. 2. Из прекрасного дале­ка. 3. Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно. 4. Услужливый дурак опаснее врага. 5. Во дни тор­жеств и бед народных. 6. Иных уж нет, а те далече. 7. С уче­ным видом знатока. 8. Как бы чего не вышло. 9. Одна — но пламенная страсть. 10. Легкость в мыслях необыкновенная. 11. Смотри в корень.

88. Используя как можно больше крылатых слов, составьте небольшой рассказ на одну из тем: «Самый трудный экзамен», «Новая работа», «Мой первый коммерческий успех», «Я еду за границу».

89.Прочитайте иностранные выражения, используемые в русской речи и литературе. Объясните, как вы их понимаете. Вспомните ситуации, в которых используются эти выражения.

Alma mater. Alter ego. A priori. Bon ton. Carte blanche. Cherchez la femme. Comme il faut. Finita la commedia. Force majeur. Happy end. Homo sapiens. Idee fixe. In vino veritas. Jour fixe. Mauvais ton. Notre-dame. Perpetuum mobile. Post scriptum. Post factum. Pro et contra. Salto mortale. Tete-a-tete.

90.Найдите искажения в пословицах, поговорках, в крылатых выражениях.

1. Сто лет живи, сто лет учись. 2. Одно лекарство лечит, другое повергает в болезни. 3. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. 4. Как кот в масле. 5. Под лежачим камнем вода не течет. 6. Счастливые часов не замечают. 7. Жди ветра в поле.

91.Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие со­бой трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант фразеологизма. Попробуйте опреде­лить тему каждой из статей; скажите, насколько удачен, на ваш взгляд, подобный прием создания экспрессии на газетной полосе.

1. Валюта строить и жить помогает. 2. Илья не играет в хоккей. 3. У демократов собственная гордость. 4. Велика Россия, а жить негде. 5. Английская бабушка надвое сказала. 6. Вот тебе, бабушка, и Павлов день. 7. В Минфин со своим уставом. 8. Деньги на дороге не валяются. 9. Ближе к "телу". 10. Гадание на зеленой гуще. 11.0 бедном солдате замолвите слово. 12. Легко ли жить в музее. 13. Смело, товарищи, в лапу. 14. Не плюй в колодец – сам там будешь. 15. Большому рублю большое плавание.

92.Найдите вторую часть фразеологизма и допишите его. Объяс­ните происхождение фразеологизмов 6, 7, 11, 12, 17, 30, 32, 33, 35.

1. Невзирая. 2. Два сапога. 3. Буря в . 4. Топтаться на. 5. Кусать. 6. Не мудрствуя. 7.3арубить себе. 8. Вол­чий. 9. Как две капли. 10. Черепашьим. 11. Крокодило­вы. 12. От корки. 13. Искать с. 14. За семь верст. 15. Ждать у. 16. Принять за чистую. 17. Овчинка. 18. Ни Богу свечка. 19. Проще пареной. 20. Обвести вокруг. 21. Танцевать от. 22. Как бельмо. 23. Решетом. 24. Не в бровь. 25. Сулить золотые. 26. Не видеть дальше. 27. Краем уха. 28. Калиф на. 29. Плакать в. 30. Кисейная. 31. Еле-еле душа. 32. Свежо предание. 33. Рог. 34. Рожденный пол­зать. 35.Дела давно минувших дней. 36. На сон. 37. Голод не. 38. Имеющий уши да.

Читайте также:  Дюрация кредитного портфеля это

Дата добавления: 2016-10-27 ; просмотров: 1050 | Нарушение авторских прав

1.Расставьте ударение в словах: договор, зубчатый, вероисповедание, свекла, газопровод, обеспечение, оптовый.

2. Определите слово по его лексическому значению: а) основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитете б) разрушение, порча, осквернение памятников культуры в) религиозные предписания о нормах поведения г) состояние полного покоя, отрешенности от жизни.

3. Объясните значение слов: аутсайдер, инновация, менталитет

4. Спишите, расставляя нужные буквы: апе…яция, в…рдикт, гум…низм, д…летант, д…якон, интелл…гент.

5. Образуйте, где возможно, сравнительную степень прилагательных: длинный -длиннее, вчерашний, далекий, плохой, глубокий

6. С данными аббревиатурами составьте предложения: ООН, ФСБ

7. Что не относится к академическому красноречию: а) научный доклад б) научно-популярная лекция в) отчетный доклад на съезде г) обзорная лекция

8. Поставьте данные слова в форму множественного числа: а) выбор б) допуск в) доктор

9. От данных географических названий образуйте слова для обозначения жителей: Анапа, Великий Новгород, Калуга, Самара

10. С данными паронимами составьте предложения: главный-заглавный

11. Классическая риторика включает следующие этапы: инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио. Дайте краткое толкование каждого этапа.

12. Выдающиеся ораторы Древней Греции…

13. К функциональным стилям языка относятся…

14. Укажите ошибки в сочетании слов: а) незаконные бандформирования б) эта фирма более значительнее в) надбавку начислили около пятьсот тридцати рублей

15. Дайте толкование следующих фразеологических оборотов: а) толочь воду в ступе б) потом и кровью в) строить воздушные замки г) кровь стынет

16. К данным словам и сочетаниям слов подберите фразеологические обороты

а) тесно б) очень далеко в) мимо г) близко

17. Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант.

1. Валюта строить и жить помогает. 2. Большому рублю – большое плавание. 3. Илья не играет в хоккей. 4. Смело, товарищи, в лапу. 5. О бедном солдате замолвите слово. 6. Гадание на зеленой гуще. 7. Ближе к «телу».8. Вот тебе, бабушка, и Павлов день. 9. Великая Россия, а жить негде.10. У демократов собственная гордость.

18. Найдите русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты для иностранных слов: пролонгация, аутсайдер, катаклизм, конформизм, ностальгия, рейтинг, ресурсы.

19. Прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

1. Командировочный прибыл в указанное время. 2. Задание выполнено согласно распоряжения директора. 3. Заявление Юрия Цымбал не было подписано. 4. Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное. 5. Директор завода отметил о важности поставленной проблемы.

20. Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором заявления.

Декану юридического факультета Стяжкиной

М.С. от Ивановой Ирины

Очень прошу Вас предоставить мне академический отпуск на 6 месяцев, т.к. сейчас у меня сложные семейные обстоятельства.

21. Кому принадлежат слова: «Пришел, увидел, победил».

22. В понятие «невербальные средства общения» входят: а) мимика, жесты, поза б) только мимика в) только поза г) только жесты

23. Определите, какое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана: Маленькие компьютеры для больших людей. А) гипербола б) эпитет в)градация г) антитеза

24. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта:

Почтенный – почтительный Фл(о)бер – Фл(а)бер Космонавт – астронавт Изодрался – изодрался .1 словарем синонимов 2. словарем паронимов 3. орфоэпическим словарем 4. этимологическим словарем
Читайте также:  Кредитный доктор втб 24 отзывы

25. Прокомментируйте следующее высказывание.

Заслуги отца на сына не распространяются. (М. Сервантес)

*26.Интеллектуальная игра «Реклама»

Цель игры: собрать в фокусе знания по теме «Риторика» (рекламное название блока – «Что такое риторика и зачем она нужна человеку»), познакомить с жанром рекламы.

  1. Информация преподавателя об особенностях жанра рекламы.
  2. Анализ образцов различного типа реклам по критериям:

– максимум информации и целенаправленности при минимуме слов;

– доказательность и доходчивость;

– зрелищность, оригинальность и неповторимость в деталях;

Образцы реклам для анализа.

Задание: каждая группа (4-5 человек) готовит рекламу «Риторика», «Красноречие», определив цель рекламы, ее адресата, вид рекламы.

Каждая группа по очереди демонстрирует свою рекламу, остальные анализируют ее по вышеназванным критериям.

Вопросы для самоконтроля

· Что изучает риторика?

· Почему этот предмет занимал особое место в образовании в Древней Греции, Древнем Риме, Древней Руси?

· Почему этот предмет вводится в учебные планы многих учебных заведений и изучается в цивилизованных странах?

· Что такое общение как социальная потребность человека?

· Вспомните ситуации из вашего жизненного опыта, когда продуманное и верно найденное речевое поведение помогло вам решить какой-то важный вопрос или достойно выйти из сложной ситуации?

Цель упражнения: научиться произносить публичные речи.

  1. Ознакомить выступающих с критериями хорошей речи.
  2. Сформулировать темы своих выступлений (актуальность, доступность, полемичность).
  3. Продумать форму подачи материала.
  4. Выбрать экспертную группу.
  5. Критерии оценивания конкурса ораторов.

Глубина основной мысли:

1.1. основная мысль носит концептуальный характер и отличается новизной и оригинальностью – 10 баллов.

1.2. основная мысль носит концептуальный характер, но не отличается новизной и оригинальностью – 8 баллов.

1.3. основная мысль общеизвестна, стереотипна, но в ней есть интересные повороты – 3 балла.

1.4. основная мысль стереотипна, общеизвестна – 1 балл.

2.1. выступающий ярко «выкладывает» свои духовные ценности -5 баллов

2.2. выступающий четко заявляет о своей позиции – 5 баллов.

2.3. выступающий демонстрирует адресность своего высказывания -5 баллов.

3.1. наличие ярких, нестандартных поэтический образов – метафор, сравнений и т. д. – 1 балл за каждый.

3.2. наличие фигур – синтаксических конструкций – градаций, обращений, риторических вопросов, инверсий и др. – 1 балл за каждую.

3.3. техника речи – сила голоса, темп, тембр – 2 балла.

3. 4 наличие сильного эмоционального начала и сильного логического конца- 2 балла.

Цель игры – помочь студентам актуализировать понятие «позиция».

Один из участников игры садится в центр круга и объявляет, какую социальную роль он для себя выбрал ( родитель, режиссер, губернатор и т.д.) Остальные студенты задают ему 5 вопросов в рамках его социальной роли. Затем его сменяет следующий. Ему также задают 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.

*29. Проблемная ситуация:

Цель упражнения – показать на собственном примере и примере студентов трудности слушания как вида речевой деятельности.

Игровой этап. Преподаватель просит пятерых студентов выйти из аудитории, а сам без всякой установки на слушание читает текст: «Молодой специалист Юрий решил поменять место работы. Ему казалось, что он способен выполнять более сложные задания, нежели те, что ему поручали. Окружающие говорили, что там он сможет получить квартиру и купить машину».

По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и преподаватель предлагает сначала кому – либо из присутствующих, а потом по очереди входящим передать услышанную информацию, учитывая. Что каждый новый входящий с этой информацией не знаком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10507 – | 7310 – или читать все.

78.85.4.207 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Ваше имя