Современные схемы ведения бизнеса позволяют контрагентам найти оптимальную формулу сотрудничества. Факторинг и форфейтинг часто путают, так как данные понятия обладают схожим смыслом. Чтобы понять различия, необходимо разобраться в особенностях сделок.

Определение

Факторинг – реализация товара на условиях отсрочки платежа, при которой поставщик продукции передаёт её покупателю с оплатой сделки через банк или факторинговую фирму. Определённая часть денег (в пределах 90%) передаётся продавцу сразу, остальное – после полного расчёта покупателя за товар. Фактор получает прибыль за пользование своими ресурсами, при этом продавец несёт ответственность за неисполнение обязательств покупателем.

Форфейтинг – операция по выкупу форфейторорм обязательства у должника перед кредитором. Финансовый агент принимает все риски на себя и может перепродать долг третьему лицу. С момента выкупа обязательства поставщик продукции получает все средства и не несёт никакой ответственности за невозможность покупателя рассчитаться за полученный товар.

Сравнение

Итак, разница между финансовыми операциями обусловлена особенностями их проведения. Операция факторинга длится максимум 180 дней, форфейтинга – вплоть до нескольких лет. Форфейтер берёт на себя все риски, начиная от платежных и заканчивая политическими. Фактор перекладывает часть ответственности на клиента: если обязательство не будет исполнено, фактор имеет право требовать возврата своих средств (для минимизации рисков используется страховка).

Наконец, фактор передаёт поставщику лишь часть денег по сделке, остальное – после реализации обязательств. Форфейтер полностью рассчитывается перед продавцом, а своё обязательство в дальнейшем может продать. Передача факторинга третьим лицам не предусмотрена.

Компании всегда пытаются найти наиболее удобную и в то же время выгодную форму сотрудничества. Здесь на помощь приходят такие понятия, как факторинг и форфейтинг. Их иногда путают, хотя они имеют существенные различия, несмотря на какие-то сходные моменты и созвучные названия. В нашей статье мы поговорим о том, в чем состоит отличие факторинга от форфейтинга и как не запутаться в этих понятиях.

Факторингом называют продажу товаров, когда платеж отсрочивается. Поставщик реализует свои товары, передавая их покупателю. Покупатель же, в свою очередь, должен сразу заплатить часть денег (до девяноста процентов), а остальную сумму отдать позже. Это форма кредитования, где главными действующими лицами являются три стороны: продавец, покупатель и посредник. Посредника называют фактором, и это может быть банк или специализированная факторинговая фирма.

Читайте также:  Европлан телефон горячей линии

Под форфейтингом понимают операции, когда третье лицо выкупает обязательства должника перед кредитором. Такой агент берет всю ответственность на себя, поэтому поставщик сразу получает свои деньги.

Различия

Сравнительная характеристика этих форм сделок поможет человеку лучше рассмотреть, чем факторинг отличается от форфейтинга. Основная разница заключается в нюансах проведения этих финансовых сделок. Длительность факторинга составляет не более полугода, а вот форфейтинг может проходить несколько лет. Тот, кто работает по форфейтингу, возлагает на себя все риски, обязуется выполнять обязательства должника. А фактор, если сделка не состоится, сможет потребовать свои средства или воспользоваться страховкой.

Фактор изначально отдает поставщику только часть денежных средств, а оставшуюся – часто только после того, как все обязательства будут выполнены. А форфейтер рассчитывается с поставщиком сразу, но зато потом сможет перепродать свои обязательства.

Итак, точный список основных отличий:

  1. Срок. Факторинговая операция длится полгода, а форфейтинговая несколько лет.
  2. Риск. Форфейтер берет на себя больше рисков.
  3. Оплата. Фактор поставщику выдает часть денег, а форфейтер – сразу все.
  4. Перепродажа. Форфейтинговые активы, в отличие от факторинговых, можно продать.

И в заключение

Несмотря на некоторые сходства, эти два вида сделок следует четко различать, чтобы не возникло проблем с контрагентами. Ведь они часто используются при взаимодействии продавцов и покупателей.

Поговорим о такой схеме финансирования, как форфейтинг. Она особенно актуальна для торговых организаций с их огромным уровнем оборота, предоставлением товаров под залог и низкой обеспеченностью собственными денежными средствами.

Выясним, что же такое форфейтинг, чем он отличается от факторинга, какими преимуществами и недостатками обладает. Приведем пример расчета по форфейтингу, расскажем об этой операции коммерческих банков максимально подробно.

Форфейтинг – что это простыми словами?

Форфейтинг — достаточно популярный вид финансирования именно торговых предприятий. Суть его в том, что банк просто покупает дебиторскую задолженность компании. Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства покупателей клиента банка, авали, векселя, сертификаты.

Читайте также:  Курс покупки доллара в вологде

Обычно в схеме форфейтинга продавец — это экспортер, производящий товар, а покупатель — оптовая компания из-за рубежа. Сделка отличается тем, что вместо покупателя продавцу выплачивает средства банк-кредитор. Разумеется, в схему входят комиссионные банка, а продавец выступает заемщиком. Для покупателя этот вид сделки отличается от обычной лишь тем, что он платит не продавцу, а его банковскому учреждению.

Что такое форфейтинг дебиторской задолженности

Как вы поняли из вышесказанного, основным объектом форфейтинга становится дебиторская задолженность. С целью форфетировать ее применяются аккредитивы, о которых мы уже писали в отдельной статье, или же векселя. Именно последний документ становится надежной гарантией выполнения обязательств сторон. Хотя аккредитив тоже популярен.

Собственно говоря, банк просто выкупает дебиторскую задолженность, все обязательства покупателя, возникшие перед продавцом.

Коммерческие банки и форфейтинг

Разумеется, основную прибыль банку приносит кредитование разовыми платежами, ссудами. Однако форфейтинг позволяет банкам развивать отношения с иностранными партнерами. Суть в том, что в вексель вносится передаточная запись. Оформление сделки очень простое, но банк-кредитор может потребовать от плательщика по векселю дополнительные гарантии. Например, привлечь третьих лиц, которые станут поручителями.

Таким образом, банк снижает риски кредитования, получая прибыль при минимальных затратах. Принять вексель к исполнению, то есть авалировать, может банк государства-импортера.

Отличия форфейтинга и факторинга

Чтобы вы лучше поняли отличия форфейтинга от факторинга, сравним их основные характеристики и особенности в виде таблицы:

Параметр Факторинг Форфейтинг
Сфера применения Торговля внутри страны Экспорт-импорт
Валюта Рубли, иногда доллары или евро Множество вариантов, все зависит от страны-импортера
Сроки финансирования До 180 дней До года и более
Регресс Прописывается в условиях договора Его нет, банк-кредитор берет на себя все риски
Размер выкупаемого долга До 90% 100%
Дополнительные гарантии Отсутствуют Могут подключаться третьи стороны в качестве гарантов по сделке
Участники договора Факторинговая компания или банк, покупатель и продавец Банк и продавец
Можно ли продать требования Нет Да

Этапы сделки

Итак, чтобы воспользоваться финансированием по схеме форфейтинга, продавец-экспортер обязан предоставить своему банку копии указанных ниже документов:

  • подписанный контракт;
  • инвойс;
  • документы на отправку товара, то есть транспортные бумаги;
  • вексель, на котором стоит передаточная надпись форфейтера;
  • поручительство по векселю или аваль. Это станет дополнительной гарантией для кредитора.

Только после того, как банк изучит все предоставленные бумаги, он заключит соглашение с продавцом, касающееся передачи долга. При этом, что важно, вексель будет передан с дисконтом. Как только будет произведена отгрузка товара, банк проведет платеж на счет покупателя.

Читайте также:  Спасибо от сбербанка в контакте

Как форфейтинг используется малым бизнесом

Признаем, что в области малого бизнеса форфейтинг пока распространен слабо. Даже среди торговых предприятий. Чаще всего небольшие предприятия работают только внутри страны и по этой причине пользуются факторингом.

Форфейтинг же популярен среди предприятий, которые работают в инновационном бизнесе, с партнерами из стран Евросоюза. В данном случае форфейтеры часто объединяются в целые синдикаты, контролируя дебиторов и их финансовое благосостояние.

Преимущества и недостатки форфейтинга

Начнем с плохого. У форфейтинга есть следующие минусы:

  • Переплата за предоставленные кредитные средства.
  • Нет регресса, продавец не имеет возможности прослеживать, какая платежеспособность у покупателя именно в данный момент.
  • Соответственно, продавец не может скорректировать свою торговую политику.

Плюсов у форфейтинга больше:

  • Вексель можно оформить частями, например, по два документа на одну поставку.
  • Риск продавца снижается.
  • Продавать дебиторскую задолженность тоже можно по частям.
  • У покупателя появляется гибкий график погашения задолженности, рассрочки и льготы.
  • Продавец может уменьшить кассовые разрывы, получить дополнительную прибыль благодаря предоставленным банком средствам уже сегодня.

Пример расчета сделки по форфейтингу

Приведем простой пример расчетов сделки по форфейтингу:

Экспортер подписал договор, который подразумевает поставку произведенного им товара на общую сумму 5 миллионов долларов. Решено, что на партию товара выписываются два векселя, каждый, соответственно, на сумму 2,5 миллиона долларов.

Оба векселя продаются банку-форфейтеру с комиссией агента в 1,5% и дисконтом в 5%.

Продавец получит: 2,5 миллиона * 95% – 2,5 миллиона * 1,5% = 2,375 миллиона – 37,5 тысячи долларов = 2,3375 миллиона долларов.

Остальные 2,5 миллиона долларов будут перечислены продавцу только по истечении срока предоставленной отсрочки напрямую от покупателя. Сумма переплаты = 2,5 миллиона – 2,3375 миллиона долларов = 162,5 тысячи долларов.

Заключение

Сегодня форфейтинговый рынок в России развит слабо. Это связано в первую очередь с тем, что банки развитых европейских и американских стран с опасением относятся к рынкам развивающихся государств. Однако, уверены, благодаря простоте расчетов, выгодной позиции всех участников сделки, форфейтинг будет продолжать развиваться в нашей стране, становясь популярным инструментом расчетов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Ваше имя